Экскурсия «Дом на набережной» с «Москва глазами инженера»

Один раз я ходила на экскурсию в дом наркомфина вместе с проектом «Москва глазами инженера». Иногда я заглядывала на их сайт, но никак руки не доходили купить билет куда-то еще. А тут была черная пятница, пришла рассылка про скидки и я записалась на посещение музея «дома на набережной» и экскурсию.

Думаю, что многие знают про этот дом, что в нем семьями вывозили людей во времена репрессий, что в квартирах были прослушки, что есть подъезд без квартир, в котором так же прослушивали квартиры. Последнее правда является, скорее всего легендой, но откуда они берутся?

История дома очень интересна, после революции и переноса столицы из Петрограда в Москву, так же переехало большое количество чиновников. Их селили в Кремле, а потом в гостиницах, но жилья не хватало катастрофически. Поэтому в 1926 году было принято решение о постройке дома правительства. Архитектором стал Борис Иофан, долгое время живший в Италии, но приехавший по приглашению  правительства, для работы на госзаказах.

Место для постройки дома было выбрано на Болотном острове, ранее там размещались винно-соляные склады, что нашло свое отражение в архитектуре. По проекту смета дома составляла пяти миллионов рублей, по окончанию строительства она стала тридцать, что не позволило построить точно такой же дом напротив, а такой проект тоже был. В связи с подорожанием стоимости дома ходит легенда, что из-за этого здание не построили в розовых оттенках, с отделкой из мраморной крошки. На самом деле серый окрас был выбран из утилитарных причин — рядом находилась котельная и стены быстро загрязнялись. Почему цена выросла в разы? Все из-за того, что Иофан все-все материалы, в том числе, шпингалеты и любые мелочи привозил из-за границы, в частности из Германии.

Дом строили с 1928 по 1931 год, уже в марте он был заселен. В нем всего двадцать пять подъездов, 505 квартир. Одиннадцатый подъезд не содержит квартир. Существует легенда, что именно здесь прослушиваются соседние квартиры. Но возможно и более простое объяснение. Изначально элитным считался первый подъезд, там были самые большие квартиры, но потом потребовалось, чтобы комфортабельного жилья было больше и архитектору «заказали» еще один подъезд под эти нужды. Стройка уже шла, поэтому 2/3 метража ушло в двенадцатый подъезд из одиннадцатого, чтобы расширить помещения.

На лестничной клетке расположено по две квартиры. Строилось разнообразное жилье от одно до семикомнатных. Средняя квадратура однокомнатного жилья около сорока квадратных метров, семи — триста. Квартиры были полностью меблированы. Выдавалось все, начиная от кроватей, диванов, кресел, заканчивая стремянкой. Вся мебель была сделана из дуба. Дубовым был и паркет. Так же выдавали постельное белье, если не было посуды, то можно было заказать и ее. Питаться жителям предполагалось в столовой, так как этот дом можно назвать домом переходного типа, поэтому кухни здесь были небольшие. Стандарта не было, под них отводился оставшийся метраж, кому-то могла достаться кухня четыре метра, кому-то десять. Так же здесь было центральное отопление, газовые плиты, холодная и горячая вода круглые сутки,  даже в Кремле в то время горячая вода была по расписанию, электричество, на кухне имелось отверстие в стене для самоварной трубы и выход грузового лифта, на котором вывозили мусор.  Лифт в подъезде был сделан великолепным. Он был отделан красным деревом, а банкетки были обиты синим бархатом. Его метраж около трех метров, а на тот момент норма жилья в коммуналках составляла такие же три метра. В элитных подъездах квартиры расписывались красивой росписью, но так же во всех жилых помещениях, вне зависимости от статуса, присутствовала лепнина. Первый этаж полностью отвели для обслуги.

Дом включал в себя помещение под клуб имени Рыкова, кинотеатр «Ударник», боулинг, бильярд, универмаг, прачечную и амбулаторию, сберкассу, почту, мусоросжигательный завод, теннисные корты, котельную, парикмахерскую, столовую, детский сад и ясли, которые располагались двенадцатом этаже. Почему сад находился так высоко? Ведь обычно их располагали на первом. Тут как раз и «всплывает» проект дома-близнеца, который не был построен. Если бы его реализовали, то заведение для детей перенесли бы туда.

Дом заселили в 1931 году, а уже в 1933 проявились «точечные» репрессии. Сначала это было не так заметно, семья пропадала, а на ее место приезжала новая, но к 1937 году это приобрело массовый характер. Во время войны дом был массово выселен и заминирован. После войны, когда уже казалось, что ты доказал любовь к стране репрессии были продолжены, самый пик пришелся на 1946-47 годы, закончились они только после смерти Сталина.

В 1991 году дом был приватизирован, поэтому квартиру там стало можно продавать и делать перепланировку, так как потолок и пол не являются в нем несущими конструкциями, то стоил появляться двухэтажные помещения. Именно тогда и появилась легенда, про прослушки в самих квартирах — это было отверстие под самоварные дымоходы, многие делали перепланировку, снимали короба, ломали стены и находили эту вытяжку, считая это слуховой трубой.

В самом доме действует музей, с графиком работы и ценами можно ознакомиться на официальном сайте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *