Посещение дома Наркомфина

Посетить дом Наркомфина было моей мечтой. Несколько лет назад можно было попасть нелегально, прячась от охраны. Сейчас же водят экскурсии, но говорят, что весной дом все-таки начнут реконструировать и возможностей станет меньше, да и «духа конструктивизма» может стать меньше.

После революции остро встал вопрос с жильем. Большое количество людей жило в стесненных условиях, поэтому появилась потребность в массовом строительстве и отказ от «мещанского», и современные архитекторы предложили идею домов-коммун, где все будет общественным, а личное пространство только для сна.

Этот дом не является домом-коммуной, хоть его часто так и называют. Он относится к переходному типу, когда еще есть семейная структура, но уже большая часть обслуживания стала общественной.  В жилых ячейках будут присутствовать гостиные, спальни, а так же небольшая кухня, чтобы жильцы могли бы греть еду, но лучше бы они питались в общей столовой.

Дом был построен по проекту Гинзбурга и Милиниса, они удачно скомпоновали жилые ячейки, которые шли в шахматном порядке, комнаты в одних уходили наверх, а других вниз. Строение содержало в себе все признаки архитектуры Ле Корбюзье — объёмы-блоки, поднятые над землёй; свободно стоящие колонны под ними; плоские используемые крыши-террасы ; «прозрачные», просматриваемые насквозь фасады, для архитекторы той эпохи это была инновация. Но все это не могло бы воплотиться если бы не личное участие Наркома финансов Милютина. Он был теоретиком архитектуры, выступал в роли заказчика жилого комплекса, а так же,  он спроектировал себе квартиру на крыше, этакий первый пентхаус .

Проект был готов, а так как жилье должно было быть типовым или хотя бы массовым, то стали думать как уменьшить траты на строительство. И было придумано несколько новых материалов: фибролит, ксилолит, торфоплиты и камышит и шлакоблоки.  То есть изготавливали из подручного материала. Но недолговечного. (Сейчас гуляя по балкону можно посмотреть эти блоки, так как штукатурка отлетает и они разрушаются) Помимо жилого комплекса, естественно, построили и бытовой, соединялся он на уровне второго этажа галереей. В ней располагалась кухня-столовая, библиотека, детский сад, а в дальнейшем — типография.

Практически после сдачи дома на первом этаже были произведены достройки, между опорами появились квартиры. Ясли-сад, которые сначала должны были быть отдельным зданием не построили и их сделали в бытовом блоке. Так же не была достроена терраса на крыше, галерею, на которой предполагалось, что жильцы будут встречаться и общаться  в нерабочее время приспособили под кладовки, а кухню из-за нерентабельности закрыли.  На данный момент коммунальный блок находится в неудовлетворительном состоянии, так как в нем был пожар, крыша прохудилась и все осадки попадают в здание.

Проект жилых ячеек был так же продуман. Все спальни в доме ориентированы на утреннее солнце, а гостиные на вечернее. Высота потолком в спальне была 2,3 метра, а гостиной 3,6.  В каждой квартире есть отдельная передняя и туалет, расположенный у самого входа. Площадь ячеек был 33-34 м², но за счет грамотной проектировки казалось, что ячейки намного больше.

Так же были сдвоенные ячейки, для больших семей и несколько комнат общежития.

По второму и пятому этажам здания лестницы связаны широкими, около 4 м, коридорами, освещёнными с лентами окон. В квартиры жильцы попадают из этих коридоров. Выход на балкон был напротив каждой жилой ячейки, что было очень удобно.
Планировалось так же, что мебель тоже будет заказана и изготовлена специально для этого проекта: откидные кровати и столы, но проект советской Икеи умер, так и не появившись на свет.

Многие ячейки сейчас сдаются под офисы, кое-где сдают жилье архитекторам и дизайнерам, так как комнаты постоянно залиты солнцем. И есть пара квартир, где жильцы живут практически с момента постройки.

Говорят, что все-таки договорились о реконструкции дома с весны 2017 года, но сбудутся ли планы неизвестно, а пока памятник архитектуры медленно разрушается.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *