Поселок Орша и узкоколейная железная дорога ВППЖТ

Больше года назад я побывала на Васильевском мхе и лишь в июле 2011 года доехала до поселка Орша. Все данные действительны на 24 июля 2011 года.

Доехать до поселка можно пригородным автобусом с автовокзала Твери. Из города автобус идет в: 6.40, 7.45, 9.10, 10.10, 11.20, 12.40, 13.45, 15.10, 16.25, 17.45, 18.15, 19.05. Из поселка: 6.50, 7.40, 8.45, 9.20, 10.10, 11.10, 12.20, 14.00, 14.45, 16.10, 17.25, 18.00, 18.45, 19.15, 20.00. Стоимость проезда 50 рублей 10 копеек.Время в пути около часа.

Автобус приезжает к зданию бывшего вокзала, теперь в нем располагается магазин, когда-то с задней стороны была платформа узкоколейной железной дороги, сначала деревянная, потом из бетонных плит, но теперь от них остались только воспоминания.

Изначально в поселке была одна улица: Ленина, шла она от вокзала к средней школе, построенной в 1959 году, в последствии заброшенной по причине постройки новой. А старое здание стало медленно разрушаться, современное ему проигрывает в разы в архитектуре, советская постройка была в стиле сталинского ампира, но одна беда — деревянные перекрытия и полы.

В восьмых-десятых классах мальчиков обучали работе на тракторе, так что выпускники могли работать на торфяных полях.

На данный момент в поселке есть действующая средняя школа, Сбербанк, Почта России, участковый милиционер, приезжают медицинские работники, есть библиотека, работают продуктовые магазины.

Вблизи самого поселка остался один участок узкоколейной железной дороги, который ведет к действующей торфодобыче. Но участком этим никто не пользуется, а добыча торфа ведется холдингом «Селигер», они арендуют торфяные болота, все что относилось к торфопредприятию Оршинское ныне не работает, здание администрации сдается в аренду, тепловозы распилили, произошло это 4 месяца назад, около депо я нашла одну вагонетку, но думаю что век ее будет не долог. Рельсы так же разбираются.

И здесь следует отметить, что мне несказанно повезло, меня заметил местный житель и предложил показать мне заброшенную линию торфодобычи, довезти на мотоцикле. Сначала поехали на третий участок, который стал заброшенным в связи с пожарами шестилетней давности, по пути на массиве лежали перевернутые вагоны с торфом. Все оборудование, которое представляло из себя интерес — вывезли, остались легкие кабины, здание склада, «коробочки» для сбора торфа, приспособление для чистки каналов. Самое первое что выносили — медные провода, трубы, которые были протянуты под участком, служившие для затопления болот в случае пожара, вода поступала из близлежащих озер.

По планам правительства Советского союза, которым не суждено было сбыться — третья линия должна была уходить дальше, глубоко в лес.

Далее мы поехали в четвертому, арендуемому участку. Линия узкой колеи находится в сохранности, но она не используется. Участок активно разрабатывается, техника охраняется сторожем.

Гид мне попался отличный — коренной житель поселка, его мама начинала работать на торфоразработках, работала на третьем участке. Изначально разрабатывали торфомассивы, которые были ближе всего к поселку, местные жители ходили на работу пешком. Сейчас на этом месте стало много плотин — водятся бобры и ондатры. Третий и четвертый участок связаны между собой, чтобы если произошла авария торф всегда мог попасть в поселок. Так же за обменом опытом и на учебу сюда приезжали специалисты с Шатурско-Ореховской сети железных дорог. Именно на Оршинские торфоразработки привозили оборудование с закрываемых разработок Тверской области.

Огромное спасибо гиду Андрею за рассказ о поселке, торфодобыче, провоз к третьей и четвертой линии.
Фотографии поселка Орша и узкоколейной железной дороги Васильевского предприятия промышленного железнодорожного транспорта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *